Preview

Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Факторы, обуславливающие процессы взаимодействия в системе колесо - рельс при движении поезда в кривых

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются процессы взаимодействия подвижного состава и пути при вписывании в кривые. При анализе результатов расчетов и испытаний следует учитывать не только максимальные, но и средние значения показателей взаимодействия, которые в большей степени обуславливают силовые процессы, определяющие энергетические затраты и интенсивность износов в подвижном составе и пути. Приводятся факторы, влияющие на динамические процессы взаимодействия в системе колесо - рельс при движении вагона в составе поезда. Величины рамных сил на пути хорошего состояния определяются не столько кривизной пути, сколько совокупностью инерционных сил и внешних нагрузок, действующих на обрессоренные части вагона. Боковые силы в пути являются суммой рамных сил, действующих на колесную пару, и сил трения в системе колесо - рельс. Величины боковых сил существенно зависят не только от неровностей пути, но и от трения на поверхности контакта, величина которого увеличивается в крутых кривых. Поэтому сила, действующая от колеса, может существенно превосходить рамную силу, действующую на колесную пару. Этим обуславливается различная интенсивность распора колеи в крутых и пологих кривых при величинах рамных сил одного порядка. При набегании на наружную рельсовую нить величина боковой силы на набегающем колесе определяется не только величиной рамной силы, действующей на буксы, и инерцией колесной пары, но и величиной трения на противоположном колесе, которое в этом случае отжимается в противоположную сторону, сдвигая внутренний рельс, чем вызывается дополнительное уширение колеи. Опыт эксплуатации показывает, что при равных величинах непогашенных ускорений расстройство пути и уширение в крутых кривых выше, чем в пологих. Это обуславливает актуальность работ по нанесению модификаторов трения на поверхности катания внутренних рельсов.

Об авторе

Ю. С. Ромен
ОАО «ВНИИЖТ»
Россия


Список литературы

1. Обобщение мирового опыта тяжеловесного движения. Конструкция и содержание железнодорожной инфраструктуры / пер. с англ. под ред. С. М. Захарова. М.: Интекст, 2012. 568 с.

2. Захаров С. М., Ромен Ю. С. Математическое моделирование влияния параметров пути и подвижного состава на процессы изнашивания колеса и рельса // Вестник ВНИИЖТ. 2010. № 2. С. 26 - 30.

3. Система оперативной оценки состояния пути по показателям динамического взаимодействия пути и подвижного состава / Ю. С. Ромен [и др.]. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2010613677. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 4 июня 2010 г.

4. Вериго М. Ф., Крепкогорский С. С. Основные требования к подвижному составу по воздействию на путь // Тр. ЦНИИ МПС. Вып. 248. М.: Трансжелдориздат, 1962. С. 210 - 300.

5. Ершков О. П. Расчеты поперечных горизонтальных сил в кривых // Тр. ЦНИИ МПС. Вып. 301. М.: Транспорт, 1966. 235 с.

6. Чернышев М. А., Крейнис З. Л. Железнодорожный путь. М.: Транспорт, 1985. 302 с.

7. Ромен Ю. С., Коваль В. А., Левинзон М. А. Взаимодействие пути и грузовых вагонов при движении тяжеловесных длинносоставных поездов // Подвижной состав и путь в условиях интенсификации работы железных дорог: сб. науч. тр. М.: Транспорт, 1989. С. 20 - 29.

8. Обобщение передового опыта тяжеловесного движения: вопросы взаимодействия колеса и рельса / У. Дж. Харрис [и др.]. М.: Интекст, 2002. 408 с.

9. Певзнер В. О., Ромен Ю. С. Основы разработки нормативов содержания пути и установления скоростей движения // Труды ОАО «ВНИИЖТ». М.: Интекст, 2013. 224 с.

10. Зак М. Г., Ершков О. П. Учет структуры поездопотока при установлении норм устройства рельсовой колеи в кривых // Вестник ВНИИЖТ. 1987. № 6. С. 41 - 44.

11. Kalker J. J., Goedings H. A Program for Three-Dimensional Steady-State Rolling. Internal Report, Delft, Netherlands, Delft University of Technology, 1972. Pp. 28 - 49.

12. Викенс А. Г., Гилхрист А. О. Практическая динамика подвижного состава // Железные дороги мира. 1978. № 7. С. 66 - 70.

13. Основы трибологии (трение, износ, смазка) / под общ. ред. А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2001. 664 с.

14. Голубенко О. Л. Сцепление колеса с рельсом. Киев: ВIПОЛ, 1993. 448 с.

15. Влияние трибологического состояния системы «колесная пара - рельсы» на взаимодействие колес локомотива с рельсами и износ / B. C. Коссов [и др.] // Cб. тр. X Международной конференции «Проблемы механики железнодорожного транспорта. Динамика, надежность и безопасность подвижного состава». Днiпропетровськ, 2000. С. 83 - 84.

16. Захаров С. М. Об управлении трением в системе колесо - рельс в условиях тяжеловесного движения // Вестник ВНИИЖТ. 2012. № 3. С. 12 - 16.


Для цитирования:


Ромен Ю.С. Факторы, обуславливающие процессы взаимодействия в системе колесо - рельс при движении поезда в кривых. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2015;(1):17-26.

For citation:


Romen Y.S. Factors Responsible for Wheel - Rail Interaction in Curves. Vestnik of the Railway Research Institute. 2015;(1):17-26. (In Russ.)

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)