Preview

Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Стратегическая конкурентоспособность национальной транспортной инфраструктуры в пространстве международных транзитных перевозок

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала России в системе международных транспортных коридоров, выявлению некоторых новых концептуальных подходов к их формированию на современном этапе. Рассмотрены аспекты конкурентных преимуществ транзита грузов по территории страны, выявлены основные достоинства и недостатки железнодорожного, морского и воздушного транзита. Автором обоснована значимость разработки и реализации механизма формирования стратегической конкурентоспособности национальной транспортной инфраструктуры. Ключевая роль в обеспечении внешнеэкономических связей и развитии международной торговли отведена железнодорожному транспорту, при этом актуализирована необходимость в создании новых наземных транспортных коридоров. Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках внешнеторговых грузов России заключается в том, что он является основным видом магистрального транспорта и на его долю приходится подавляющая часть грузооборота, это обуславливает необходимость реализации транзитного потенциала страны на базе интеграции именно железнодорожного транспорта в международные транспортные системы. Особое внимание уделено проблеме поиска новых путей изыскания и разработки стратегии эффективного развития конкурентоспособности транспортной инфраструктуры страны, основная идея которой - вовлечение в сферу экспортно-импортных перевозок как проектируемых, так и уже действующих участков железнодорожных трасс, портовой и другой транспортной инфраструктуры, ее масштабная диверсификация, проработка наиболее рациональных вариантов прохождения новых трасс. Предложенные автором рекомендации по созданию в перспективе новых, параллельно проходящих железнодорожных маршрутов, сочетающих в себе уже имеющиеся транспортные коммуникации, позволят высвободить Транссибирскую магистраль для международных транзитных перевозок. Разработанная автором модель реализации адаптивно-интеграционного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности национальной транспортной инфраструктуры позволит существенно повысить эффективность достижения устойчивости и опережающего уровня развития транспортной инфраструктуры по отношению к спросу на перевозки в долгосрочной перспективе.

Об авторе

К. С. Чумляков
Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ)
Россия


Список литературы

1. Отчет по торговле и развитию. Статистический справочник [Электронный ресурс] / Секретариат Конференции ООН по торговле и развитию, 2012. URL: http://www.unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2012_ru.pdf (дата обращения: 23.12.2013).

2. Чумляков К. С. Транспортная инфраструктура России в системе международных хозяйственных связей // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 4. С. 47 - 50.

3. Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Экономика, 2005. 504 с.

4. Резер С. М., Прокофьева Т. А., Гончаренко С. С. Международные транспортные коридоры. Проблемы формирования и развития. М.: ВИНИТИ РАН, 2010. 312 с.

5. Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее. М.: КРАСАНД, 2014. 324 с.

6. Пехтерев Ф. С. Развитие и модернизация инфраструктуры российских участков международных транспортных коридоров [Электронный ресурс] / Информационно-аналитическое издание «Инфраструктура России», 2012. URL: http://federalbook.ru/files/Infrastruktura/Soderjaniye/V/Pehterev. pdf (дата обращения: 6.11.2014).

7. План деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2013 - 2018 годы [Электронный ресурс] / Министерство транспорта Российской Федерации. URL: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/81c/plan_ mt_2018.pdf (дата обращения: 23.12.2013).

8. Реализация транзитного потенциала России. Сотрудничество и конкуренция в системе международных транспортных коридоров / Министерство транспорта Российской Федерации. URL: http://www.mintrans.ru:8080/pressa/TransStrat_Gossovet _Rab_Groop_47.htm (дата обращения: 23.10.2013).

9. Транзитный потенциал как фактор стимулирования экономического развития и нового геополитического позиционирования России / Министерство транспорта Российской Федерации. URL: http://www.mintrans.ru:8080/pressa/Tranzit.htm (дата обращения: 23.10.2013).

10. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Проект. Москва, 2013 г. [Электронный ресурс] / Министерство транспорта Российской Федерации. URL: http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ID=2203 (дата обращения: 23.10.2013).

11. Распоряжение Правительства России от 04.07.2013 № 1128-р [Электронный ресурс]. URL: http://rosmorport.ru/media/File/arf/Rasp_1128-r_ Sabetta.pdf (дата обращения: 23.10.2013).

12. Туманные перспективы северной проводки // Межрегиональный журнал «Дальневосточный капитал», 2012. URL: http://dvkapital.ru/specialfeatures/dfo_10.10.2012_4654_tumannye-perspektivy-severnoj-provodki.html (дата обращения: 19.10.2013).

13. Чумляков К. С. Тенденции транзита: от морского к сухопутному? // Мир транспорта. 2014. № 3 (52). С. 156 - 161.

14. Чумляков К. С. Стратегическая роль транспортных коридоров в развитии международных транзитных перевозок // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 11. С. 62 - 67.


Для цитирования:


Чумляков К.С. Стратегическая конкурентоспособность национальной транспортной инфраструктуры в пространстве международных транзитных перевозок. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2015;(1):49-54.

For citation:


Chumlyakov K.S. Модель реализации адаптивно-интеграционного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности национальной транспортной инфраструктуры. Vestnik of the Railway Research Institute. 2015;(1):49-54. (In Russ.)

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)