Preview

Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Пути повышения эффективности систем автоматического регулирования нажатия токоприемников для высоких скоростей движения

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-2-74-81

Полный текст:

Аннотация

Одним из лимитирующих факторов при повышении скоростей движения поездов на железнодорожном транспорте является качество токосъема. С ростом скоростей движения увеличиваются динамические нагрузки на токоприемник со стороны подвижного состава и повышается аэродинамическое воздействие, что приводит к увеличению разброса величины контактного нажатия, появлению отрывов полоза токоприемника от контактного провода, дугообразованию в контакте и повышенному износу контактных элементов. Перспективным направлением в решении этого вопроса является применение систем автоматического регулирования, позволяющих стабилизировать величину контактного нажатия. В статье рассмотрены особенности современных систем автоматического регулирования нажатия токоприемников, указаны их основные недостатки. Предложена новая схема автоматического регулирования нажатия токоприемника, отличающаяся повышенным быстродействием. Описана математическая модель токоприемника и приведены результаты расчета параметров быстродействующей системы регулирования, показывающие возможность ее применения с целью снижения разброса величины контактного нажатия токоприемника и повышения качества токосъема при высоких скоростях движения.

Об авторах

А. С. Голубков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО ОмГУПС)
Россия

ГОЛУБКОВ Антон Сергеевич, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта»

Омск, 644046



О. А. Сидоров
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО ОмГУПС)
Россия

СИДОРОВ Олег Алексеевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта»

Омск, 644046



С. Н. Смердин
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО ОмГУПС)
Россия

СМЕРДИН Сергей Николаевич, аспирант, кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта»

Омск, 644046



Список литературы

1. Ецков Т. А., Попов П. В. Исследование аэродинамических характеристик скоростного токоприемника // Вестник ВЭлНИИ. 2014. № 1. С. 28–37.

2. Вологин В. А., Герасимов А. С. Динамические параметры системы контактная сеть—токоприемник // Вестник ВНИИЖТ. 2008. № 2. С. 19–23.

3. Тюрнин П. Г., Тибилов А. Т., Миронос Н. В. Токосъем: надежность, экономичность и пути совершенствования: сб. тр. ученых ОАО «ВНИИЖТ». М.: ВМГ-Принт, 2015. 166 с. (Труды ОАО «ВНИИЖТ»).

4. Chater E., Ghani D., Giri F., Haloua M. Output feedback control of pantograph – catenary system with adaptive estimation of catenary parameters // Journal of Modern Transportation. 2015. Vol. 23, no. 4. P. 252–261. DOI: 10.1007/s40534-015-0085-z. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40534-015-0085-z (дата обращения: 10.01.2019 г.).

5. Yamashita Y., Ikeda M., Masuda A. Advanced active control of a contact force between a pantograph and a catenary for a high speed train // Proceedings of 9th world congress of railway research. Lille, 2011. Р. 28–33. URL: https://www.jstage.jst.go.jp/article/rtriqr/53/1/53_1_28/_article (дата обращения: 10.01.2019 г.).

6. Ецков Т. А., Попов П. В. Системы управления токоприемниками // Вестник ВЭлНИИ. 2015. № 2. С. 12–21.

7. Сидоров О. А., Смердин А. Н., Жданов В. А. Методика оценки функциональной готовности системы токосъема скоростных участков магистральных железных дорог // Вестник ВНИИЖТ. 2012. № 1. С. 27–32.

8. Мещеряков В. А., Смердин А. Н., Голубков А. С. Предпосылки получения статистически достоверных данных в ходе имитационного моделирования токосъема // Вестник ВЭлНИИ. 2013. № 2 . С. 104–121.

9. Makino T., Yoshida K., Seto S., Makino K. Running test on current collector with contact force controller for high-speed railways // JSME International Journal. Series C. 1997. Vol. 40, no. 4. P. 671–680.

10. Pisano A., Usa i E. Output-feedback regulation of the contactforce in high-speed train pantographs // Transactions of the ASME. 2004. Vol. 126. P. 82–87. DOI: 10.1115/1.1649973.

11. Allotta B., Pisano A., Pugi L., Usai E. VSC of a servoactuated ATR 90-type pantograph // Proceedings оf the 44th IEEE Conference on Decision, and Control and the European Control Conference (Siviglia, Desember 12–15, 2005). Siviglia, 2005. P. 590–595.

12. Sidorov O. A., Goryunov V. N., Golubkov A. S. Improvement of automatic control system for high-speed current collectors // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Vol. 944. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/944/1/012108 (дата обращения: 10.01.2019 г.).


Для цитирования:


Голубков А.С., Сидоров О.А., Смердин С.Н. Пути повышения эффективности систем автоматического регулирования нажатия токоприемников для высоких скоростей движения. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2019;78(2):74-81. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-2-74-81

For citation:


GOLUBKOV A.S., SIDOROV O.A., SMERDIN S.N. Ways to improve the efficiency of automatic control systems of pressing current collectors for railway service of high speeds. Vestnik of the Railway Research Institute. 2019;78(2):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-2-74-81

Просмотров: 22


ISSN 2223-9731 (Print)