Preview

Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Повышение эффективности фрикционной системы «колесо — рельс»

https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-3-177-182

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрена актуальность темы повышения эффективности фрикционной системы «колесо — рельс». Показано, что основным условием существенной оптимизации процессов взаимодействия в системе «колесо — рельс» является применение научно обоснованных технологий и технических средств лубрикации динамически нагруженной открытой пары трения. Описаны технология контактно-ротапринтного стержневого гребнерельсосмазывания «ГРС — РАПС» и ее преимущества над аналогами, а также опыт промышленного внедрения и эксплуатации. Сделан особый акцент на том, что в технологии гребнерельсосмазывания «ГРС — РАПС» термопластичный адгезив в основе стержневых твердых термопластичных смазочных материалов обеспечивает высокий уровень ресурса разового нанесения и, самое главное, активный переход смазочного материала с колеса на рельс и обратно, реализуя смазывание и защиту от износа не только гребней всех колес подвижного состава, но и боковой поверхности головки рельса в кривых участках пути и элементах стрелочных переводов. Предложена новая концепция построения системы лубрикации зоны контакта «колесо — рельс» на базе модернизированной и улучшенной технологии «ГРС — РАПС» и технологии модифицирования (металлоплакирования) рабочих поверхностей.

Об авторах

В. В. Шаповалов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС)
Россия
Шаповалов Владимир Владимирович, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, Ростов-на-Дону, 344038, Россия


П. Н. Щербак
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС)
Россия
Щербак Петр Николаевич, д-р техн. наук, профессор, Ростов-на-Дону, 344038, Россия


В. М. Богданов
Акционерное общество «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)
Россия
Богданов Виктор Михайлович, канд., техн. наук, главный научный сотрудник, Москва, 129626, Россия


Э. Э. Фейзов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС)
Россия
Фейзов Эмин Эльдарович, канд. техн. наук, преподаватель, Ростов-на-Дону, 344038, Россия


П. В. Харламов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС)
Россия
Харламов Павел Викторович, канд. техн. наук, доцент, Ростов-на-Дону, 344038, Россия


В. А. Фейзова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВО РГУПС)
Россия
Фейзова Валентина Александровна, аспирант, Ростов-на-Дону, 344038, Россия


Список литературы

1. Энергосбережение на железнодорожном транспорте: учеб. для вузов / В. А. Гапанович [и др.]; под ред. В. А. Гапановича. М.: Изд. Дом МИСиС, 2012. 620 с.

2. Богданов В. М., Михайлова Н. В. Развитие исследований в области взаимодействия пути и подвижного состава // Вестник ВНИИЖТ. 2016. Т. 75. № 4. С. 256 – 260. DOI: https://doi.org/10.21780/2223-9731-2016-75-4-256-260.

3. Обобщение мирового опыта тяжеловесного движения. Управление содержанием системы колесо — рельс / пер. с англ. под ред. С. М. Захарова. М.: Интекст, 2017. 420 с.

4. Шаповалов В. В., Сладковски А., Эркенов А. Ч. Актуальные задачи современной триботехники и пути их решения // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2015. № 1. С. 64 – 75.

5. Физико-математическое моделирование нелинейных фрикционных систем / В. В. Шаповалов [и др.] // Известия высших учебных заведений. Технические науки. 2014. № 6. С. 77 – 82.

6. Шаповалов В. В., Харламов П. В., Горин С. Л. Повышение эффективности системы «колесо – рельс» // Трибология — машиностроению: тр. Десятой юбилейной Всерос. науч.-техн. конф. с участием иностранных специалистов. М.: Перо, 2014. С. 145 – 146.

7. Формирование адгезионных связей при контактно-ротапринтном смазывании / В. В. Шаповалов [и др.] // Трение и износ. 2017. Т. 38. № 5. С. 488 – 497.

8. Шаповалов В. В., Кохановский В. А., Эркенов А. Ч. Триботехника: учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Прикладная механика» / под ред. В. В. Шаповалова. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 348 с.

9. Повышение эффективности системы «путь — подвижной состав» / В. В. Шаповалов [и др.] // Локомотив. 2011. № 5. С. 40 – 42.

10. Способ рельсосмазывания: пат. 2479455 Российская Федерация: МПК B61K3/02 / В. В. Шаповалов [и др.]. Заявл. 13.04.2011; опубл. 20.04.2013. Бюл. № 11.

11. Модельная оптимизация технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения / Г. И. Шульга [и др.] // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2018. № 1 (197). С. 84 – 90.

12. Шаповалов В. В., Харламов П. В., Михайлюк А. В. Применение теоретических основ трибологии для разработки ресурсосберегающих систем на железнодорожном транспорте // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2016. № 2. С. 85 – 92.

13. Улучшение условий функционирования фрикционной системы «колесо — рельс». Разработка ГОСТа для определения трибологических характеристик твердых смазочных материалов / И. В. Колесников [и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 4 (3). С. 753 – 758.

14. Способ повышения эффективности фрикционных систем: пат. 2674899 Российская Федерация: МПК B61C15/10 / В. В. Шаповалов [и др.]. Заявл. 12.07.2016; опубл. 13.12.2018. Бюл. № 35.

15. Совершенствование методов металлоплакирования с целью повышения тягово-сцепных характеристик локомотивов / В. В. Шаповалов [и др.] // Трибология — машиностроению: тр. XII Междунар. науч.-техн. конф., посвященной 80-летию ИМАШ РАН. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2018. С. 560 – 564.


Для цитирования:


Шаповалов В.В., Щербак П.Н., Богданов В.М., Фейзов Э.Э., Харламов П.В., Фейзова В.А. Повышение эффективности фрикционной системы «колесо — рельс». Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2019;78(3):177-182. https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-3-177-182

For citation:


Shapovalov V.V., Shcherbak P.N., Bogdanov V.M., Feyzov E.E., Kharlamov P.V., Feyzova V.A. Improving the efficiency of the “wheel — rail” friction system. Vestnik of the Railway Research Institute. 2019;78(3):177-182. (In Russ.) https://doi.org/10.21780/2223-9731-2019-78-3-177-182

Просмотров: 72


ISSN 2223-9731 (Print)