Preview

Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск

Современные проблемы развития и реформирования железнодорожного транспорта

Полный текст:

Аннотация

Одной из задач структурной реформы на железнодорожном транспорте являлось повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Однако в ходе реформирования кардинального роста инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта не произошло, за исключением инвестиций в вагонный парк, который за десятилетие увеличился примерно на 40 % при стабильной эксплуатационной длине сети. Это привело к проявлению на железнодорожном транспорте закона «убывающей отдачи». Чтобы избежать снижения эффективности железнодорожного транспорта и ухудшения транспортного обслуживания экономики, развитие инфраструктурно-тягового комплекса должно быть ускорено и приведено в соответствие с развитием парков подвижного состава, с перспективным спросом экономики и населения страны на перевозки. Причем оно должно учитывать не только средний уровень этого спроса, но и его географические и сезонные колебания. Необходимо найти принципиальные решения для запуска серьезного инвестиционного процесса на железнодорожном транспорте в соответствии со Стратегией развития отрасли. Для этого следует сочетать расширение рыночных возможностей ОАО «РЖД» с привлечением в железнодорожную инфраструктуру частного капитала. Необходимо всю железнодорожную систему максимально переводить в рыночные условия - с точки зрения тарифов, управления собственностью, инвестиций и так далее. Это и будет кардинальным решением проблемы развития железных дорог, причем позволит снизить потребность в бюджетных инвестициях, возможности для которых, безусловно, крайне ограниченны в сложившейся макроэкономической ситуации, заменив их частным капиталом. Таким образом, для решения проблемы инвестиций в развитие Российских железных дорог необходимо рыночно ориентированное углубление реформы отрасли и кардинальное изменение регуляторной финансовой и тарифной модели деятельности ОАО «РЖД».

Об авторах

Б. М. Лапидус
ОАО «ВНИИЖТ»
Россия


Д. А. Мачерет
ОАО «ВНИИЖТ»
Россия


Список литературы

1. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте с комментариями / составители и авторы комментариев: А. С. Мишарин, А. В. Шаронов, Б. М. Лапидус, П. К. Чичагов, Н. М. Бурносов, Д. А. Мачерет. М.: МЦФЭР, 2001. 240 с.

2. Стратегическое развитие железнодорожного транспорта России / под ред. Б. М. Лапидуса. М.: МЦФЭР, 2008. 304 с.

3. Лапидус Б. М. О вкладе ОАО «РЖД» в формирование ВВП страны и задачах компании в условиях тарифных ограничений // Вестник ВНИИЖТ. 2014. № 1. С. 3 - 7.

4. Хусаинов Ф. И. Методика оценки профицита/дефицита грузовых вагонов // Экономика железных дорог. 2014. № 10. С. 54 - 62.

5. Шапкин И., Обухов А. Развитие технологии грузовых перевозок на железнодорожном транспорте в современных условиях // Вектор транспорта. 2015. № 3. С. 10 - 18.

6. Корнаи Я. Дефицит / пер. с венгерского. М.: Наука, 1990. 608 с.

7. Мачерет Д. А. Соблюдению сроков доставки необходимо уделять особое внимание // Гудок. 2015. 13 августа.

8. Мачерет Д. А., Рышков А. В. Проявление закона убывающей отдачи в условиях ограничения развития железнодорожной инфраструктуры // Экономика железных дорог. 2014. № 7. С. 12 - 21.

9. Научное обоснование инновационного развития и повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта: коллективная монография членов и научных партнеров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» / под ред. Б. М. Лапидуса. М.: Mittel Press, 2014. 288 с.

10. Мирошниченко О. Ф., Сотников Е. А., Грановская Г. А. Основные результаты оценки последствий и рисков при отделении части перевозочной деятельности от инфраструктуры ОАО «РЖД» // Актуальные проблемы экономики железнодорожного транспорта и пути их решения: сборник трудов ученых ОАО «ВНИИЖТ» / под ред. О. Ф. Мирошниченко. М.: ВМГ-Принт, 2014. С. 211 - 217.

11. Бородина В. А., Кошелев В. М. Влияние введения института локальных перевозчиков на уровень перекрестного финансирования железнодорожных перевозок низкодоходных грузов за счет высокодоходных грузов // Актуальные проблемы экономики железнодорожного транспорта и пути их решения: сборник трудов ученых ОАО «ВНИИЖТ» / под ред. О. Ф. Мирошниченко. М.: ВМГ-Принт, 2014. С. 218 - 229.

12. Бородина В. А., Кошелев В. М., Маневич П. Б. Экономические аспекты развития частной локомотивной тяги для организации грузовых железнодорожных перевозок // Актуальные проблемы экономики железнодорожного транспорта и пути их решения: сборник трудов ученых ОАО «ВНИИЖТ» / под ред. О. Ф. Мирошниченко. М.: ВМГ-Принт, 2014. С. 230 - 236.

13. Лапидус Б. М., Лапидус Л. В. Социально-экономические предпосылки развития высокоскоростного сообщения в России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. № 6. С. 52 - 63.

14. AAR. Railroad Facts. Washington, DC: Policy and Economics Department Association of American Railroads, 2002. 72 p.


Для цитирования:


Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Современные проблемы развития и реформирования железнодорожного транспорта. Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2015;(6):3-8.

For citation:


Lapidus B.M., Macheret D.A. Today’s Problems in Development and Restructuring of Railway Transport. Vestnik of the Railway Research Institute. 2015;(6):3-8. (In Russ.)

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)