Preview

Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ)

Расширенный поиск
Том 76, № 5 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21780/2223-9731-2017-76-5

255-265 42
Аннотация
Рассмотрены условия и методика разработки стратегического прогноза технико-экономического состояния мирового и российского железнодорожного транспорта на период 30-50 лет и более. Выполнен анализ изменения состояния инфраструктуры, подвижного состава, организации движения поездов и маневровой работы, характера управления перевозочным процессом с 1825 г. по настоящее время. Установлено, что многие количественные и качественные показатели их техникотехнологического состояния улучшились за этот период в разы и на порядки. Это позволило железнодорожному транспорту обеспечить высокий уровень конкурентоспособности в транспортной системе мира, в том числе и в нашей стране, несмотря на появление все новых видов транспорта. В то же время некоторые такие показатели в настоящее время близки к максимально возможным и не смогут в перспективе так же быстро расти. Принято положение, что при разработке стратегических прогнозов технико-технологического состояния сложных (больших) производственных систем необходимо определить важнейшие параметры, которые в перспективе могут улучшаться в разы и на порядки, что позволит в рассматриваемой сложной системе достигнуть существенного снижения расходов, сохранить и даже повысить свою конкурентоспособность. Определены основные тренды развития железных дорог на стратегический перспективный период с учетом опоры развития их техникотехнологического состояния на достижения фундаментальной и отраслевой науки. Эти тренды учитывают как известные решения, например, высокоскоростные специализированные пассажирские магистрали, так и новые. Реализация предложений позволит железным дорогам достигнуть снижения удельных расходов (на единицу транспортной продукции), сохранить и приумножить свою конкурентоспособность на постоянно развивающемся транспортном рынке.
266-272 44
Аннотация
В статье разобран принцип работы функций определения устойчивого (или проходящего) короткого замыкания в отключенной контактной сети и определения места повреждения, реализуемых в интеллектуальном терминале ИнТер и решающих вопрос выполнения быстродействующего автоматического повторного включения выключателей после аварийного их отключения, а также отыскания зоны повреждения без опробования изоляции контактной сети. Разработан новый алгоритм автоматизации электроснабжения тяговой сети, обусловленный переносом функции определения проходящего (или устойчивого) короткого замыкания с тяговой подстанции на пост секционирования и позволяющий значительно снизить время восстановления напряжения в контактной сети. Отмечается целесообразность применения новой схемы автоматизации совместно с постами секционирования на реклоузерах.
273-280 44
Аннотация
На основе анализа преимуществ и недостатков различных методических подходов к поиску путей роста качества обслуживания, существующих в маркетинговой практике пассажирского комплекса, выявлена и обоснована необходимость дальнейшего развития таких робастных непараметрических механизмов построения прогнозных моделей оценки, которые бы могли применяться при ориентации менеджмента на реализацию нескольких направлений совершенствования обслуживания одновременно, а также позволяли бы эффективно принимать решения в условиях возможной синергии между многочисленными исследуемыми аспектами сервиса в их влиянии на уровень удовлетворенности клиентов. Предложены методические и практические подходы к выявлению и сравнительной оценке влияния параметров сервисного обслуживания на уровень удовлетворенности пассажиров на основе моделирования с использованием аппарата нейронных сетей для условий, когда применение корреляционнорегрессионного анализа методом наименьших квадратов и механизмов порядковой логистической регрессии является прогностически неэффективным либо избыточно трудоемким в аналитической работе. Изложены результаты апробации аппарата нейронных сетей на массивах маркетинговых данных, касающихся различных аспектов обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах, а также представлена оценка эффективности использования нейронных сетей в сравнении с алгоритмами порядковой логистической и линейной регрессии. В итоге для получения максимума объективной информации, необходимой при выработке решений в области управления качеством транспортных услуг пассажирского комплекса, предложено использование новой модификации универсального комплексного механизма изучения влияния различных параметров сервиса на уровень удовлетворенности клиентов, включающей совокупность регрессионных алгоритмов, аппарат нейронных сетей, а также инструментарий непараметрической статистики.
281-287 34
Аннотация
Любой вид транспорта является источником колебаний, которые через грунтовую среду передаются на расположенные вблизи магистралей сооружения, вызывая их вибрацию, приводя к изменению как технического состояния зданий, так и к ухудшению комфортности пребывания в них людей. Действующие в настоящее время нормативы (ГОСТ Р 52892-2007) для основных типов зданий регламентируют допустимые уровни вибрации в нескольких частотных диапазонах. Для оценки опасности вибрации для конкретного сооружения этого недостаточно, т. к. практически не учитывается состояние сооружения. Это особенно важно для архитектурных памятников, оказавшихся вблизи железных дорог. Необходимо оценить создаваемые вибрацией дополнительные напряжения в теле объекта и соотнести их с расчетным сопротивлением материала конструкции. Для этого можно рассматривать вибрации от поездов как одну из разновидностей сейсмических воздействий, используя разработанные в строительстве методы оценки этого влияния. Широкое использование математического моделирования, в первую очередь создание конечноэлементных расчетных моделей зданий, дает возможность оценить распределение статических и динамических нагрузок в теле сооружения и тем самым выявить наиболее опасные для целостности зоны.
288-293 37
Аннотация
В статье предложена методика для расчета возможностей противоюзных устройств железнодорожного подвижного состава, позволяющая определить, как следует снижать тормозную силу в конце торможения, и дать оценку тормозному пути вследствие этого. Методика позволяет установить, насколько прирост тормозного пути данного поезда из-за этого снижения зависит от параметров противоюзных устройств.
294-300 30
Аннотация
Целью работы является уточнение методики определения расхода электроэнергии тяговых подстанций переменного тока электрических железных дорог на транзит мощности внешнего энергоснабжения. Выявлены условия возникновения существенного транзита по тяговым сетям мощности внешнего электроснабжения. На примере П-образной схемы замещения линий электропередач показано, что наибольшее влияние на транзитные токи по тяговым сетям оказывают межсистемные потоки мощности по линиям электропередач внешнего электроснабжения. Для анализа выделены местная и транзитная составляющие потока мощности и рассмотрен типичный участок электрической сети, содержащий три электрические связи на напряжениях 330, 110 и 27,5 кВ. При этом наиболее существенным фактором, влияющим на транзит по тяговой сети является поперечная составляющая падения напряжения, поскольку ее компенсация в этой сети затруднительна. Приведены способы оценки транзитного тока тяговой сети. Предложена инженерная методика оценки расхода электроэнергии на транзит программными средствами. Показана необходимость и возможность использования комплекса программ для расчетов систем тягового электроснабжения (КОРТЭС) для оценки транзитных токов тяговой сети, обусловленных внешним электроснабжением. Приведены результаты расчетов для двух участков разных железных дорог на основании данных региональных диспетчерских управлений. Рассмотрено влияние районной и тяговой нагрузок на пути прохождения транзитных токов. Полученные соотношения и разработанная методика позволяют выполнить оценку расхода электроэнергии тяговых подстанций на транзит мощности внешнего электроснабжения.
301-305 55
Аннотация
В статье представлены результаты испытаний электровоза переменного тока, находящегося в стационарном режиме, по показателю внешнего шума и описана методика проведения данных испытаний. В ходе проведенных исследований установлены уровни звука в точках измерения и выявлены точки, где наблюдается превышение нормативных значений шума. Авторами предлагается привести техническое состояние оборудования, такого как тяговый трансформатор, преобразователь и модуль охлаждения тягового двигателя машинного отделения электровоза, в соответствие с нормативной документацией. С целью обеспечения нормативного запаса по показателю внешнего шума электровоза предложено использовать в его конструкции звукопоглощающий материал.
306-311 73
Аннотация
В статье проанализированы теплообменные процессы, происходящие в кузове изотермического транспортного средства при определении коэффициента теплопередачи К методом внутреннего подогрева. Предложен алгоритм определения К , позволяющий вычислить его значение с точностью, не превышающей 5 %, при этом сократив длительность проведения эксперимента не менее чем в 6 раз. Приведены экспериментальные данные и результаты расчетов искомых значений К для кузовов изотермических транспортных средств.
312-320 38
Аннотация
Настоящая статья является продолжением работы [1], где рассмотрена модель вибродемпфирующих свойств земляного полотна на основной площадке подошвы балластной призмы нормированной толщины, защитной песчаной подушки и глинистых грунтов в условиях воздействия гармонических колебаний на основе физико-химической механики. На базе линейного гармонического анализа волновых процессов в слоистых системах для балластного пути показано, что амплитуда смещения на границе песок - суглинок снижается в 26 раз в диапазоне частот 1-250 Гц. Вдоль шпалы возникают вторичные продольные и поперечные волны за счет «перекачки» энергии основной продольной волны в поперечную по контуру шпалы. В результате появляются циркуляционные потоки вдоль длины шпалы, необратимая деформация призмы и накопление дефектов в земляном полотне, возрастает пористость и вероятность выплесков балласта. Устойчивость движения на балластной призме и ее межремонтный срок зависят от правильной организации водостоков, особенно в весенне-осеннее время. Использование аппарата линейного гармонического анализа объясняется тем, что влияние нелинейных эффектов распространения волн в дисперсных материалах не успевает проявиться из-за крайне малых толщин материалов, составляющих земляное полотно.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-9731 (Print)